Введение

«…жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

…большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим …стал перед женою, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его»

(Откровение Святого Иоанна Богослова, гл. 12)

Конец ХХ века, как, впрочем, и его начало, ознаменовался «очередными», как их характеризуют некоторые аналитики, политическими и экономическими потрясениями в России. Результатами их, как в первом, так и во втором случае, стали события, поменявшие уклад жизни не только в самой России, но и во многих странах мира. В том числе и в семи, так называемых «высокоразвитых и цивилизованных» государствах. Именно они добровольно взяли на себя ко многому обязывающую и весьма ответственную миссию, осуществить в республиках «бывшего» СССР так называемые «рыночные реформы», основываясь на своём ярко окрашенном в криминальные тона богатом опыте4.

Причиной, послужившей им для проявления столь судьбоносной для всего человечества инициативы, стало нынешнее состояние человеческой цивилизации, зашедшей в своём противоборствующем развитии в тупик, который смело уже можно назвать планетарным системным кризисом. Особенно он проявляется в политической, экономической, экологической и криминальной сферах нашей жизни. И в этой связи понять «большую семерку» можно: противостояние сторонников и противников различных вариантов организации человеческого общежития, преподносимое рядовому обывателю как конфликт между капитализмом и коммунизмом, или противостояние коммунистов и демократов, уже исчерпало все свои возможности компромиссного его разрешения. Нужна, и причём, в самом срочном порядке, единая для всех стран мирового сообщества концепция. И такая, что самое главное, чтобы она соблюдала интересы людей любой национальности и приверженцев любой конфессии, не говоря уже о весьма жёстких требованиях участников управленческих и производственных взаимодействий.

Этой геополитической стратегии, как известно, препятствует «непредсказуемое», многих приводящее к агрессивным реакциям поведение России, которая упорно в течение нескольких столетий неизменно отвергает уже во многом сегодня устоявшийся и хорошо (с точки зрения его сторонников) себя зарекомендовавший вариант одного из способов хозяйствования, получивший столь будоражащее многих название «капитализм». Причём, в своей политике его неприятия, Россия, находясь под прессом многих обстоятельств, изобретает столь изощрённые способы его искоренения, что западный мир, знакомясь или сталкиваясь с ними, неизменно испытывает состояние непонимания и шока. В развороте этой «битвы» разных точек зрения бесстрастная статистика отмечает методы, которые во всём мире признаются античеловеческими, но в России они, и по сей день, считаются нормой жизни, поведения и внутренней политики. Объясняет своё поведение Россия просто: «Предатель должен висеть на осине».

На многие «предложения» западных политиков и бизнесменов интегрировать экономику и политику государства Российского в мировой капиталистический рынок по выработанным ими правилам, Россия во все времена реагировала одинаково. Как правило, это было категорическое неприятие продиктованных Западом «правил игры», и жесткие репрессивные меры к их отечественным сторонникам. Санкции проводились не против заморских «доброжелателей», а против представителей собственного же народа, который, в подавляющем большинстве, понятия не имел за какие такие грехи власть применяет к несогласным столь жёсткие меры5. Объяснять же своё поведение Россия не желает, поскольку, во-первых, на самом деле эти разговоры «по душам», как показала многовековая практика, никому не нужны; во-вторых, Западу, а это далеко не секрет, нужен необъятный российский рынок и неисчерпаемые её природные ресурсы, а не философские рассуждения о честности, справедливости, хозяине и равноправии. В-третьих, заморским «доброхотам» бесполезно объяснять, что вмешиваться в дела соседей у воспитанных людей считается дурной манерой поведения (на самом деле, эта политика квалифицируется как высшее преступление). Политику России можно только понять, но не объяснять, раскладывая ситуации по полочкам. Причём, понимать надо не разумом, а душой, что под силу только тем, кто родился и вырос в России. Как можно объяснить, например, иностранному партнёру, что главным в их сотрудничестве являются вовсе не деньги, а их хорошие добрососедские взаимоотношения (положительные эмоции), ради которых, а не ради денег, как в этом уверены представители международного капитала, русские затевают с ними общее дело. Самым же примечательным во всей истории России является то, что преемственность этой политики, сохранившейся, кстати, и по сей день, историки отмечают ещё со времен Рюриковичей.

Но как бы ни складывались отношения между Россией и ближними и дальними её соседями, объясниться, всё же, надо, иначе эта стена непонимания так и будет существовать, разделяя мир, по существу, на два непримиримых лагеря. Трудность этого разговора, и, надо сказать, весьма существенная, заключается в его специфике, непосредственно касающейся «загадочной» русской души. «Чужая душа – потёмки», – как говорят в России, и это обстоятельство является самым трудным не только для описания характеристик Русской идеи, но и особенностей её взаимоотношений с другими, такого же уровня идеями. Как подсказывает опыт, душевный разговор, зачастую заключающийся в обыкновенном молчании, возможен лишь в случае, когда его хотят обе стороны. Когда же это делает только одна сторона, выглядит подобный «диалог» несколько необычно.

Возможно, капитализм и действительно является панацеей от всех бед человечества, а возможно и нет. Этот вопрос предстоит ещё выяснить. Во всяком случае, при анализе, мы должны будем иметь в виду и учитывать аргументацию русских: не каждое физическое и юридическое лицо добровольно согласится на то, чтобы его судьбою и результатами труда распоряжались, пусть даже и на «законных основаниях», его сограждане, соседи, родственники или же отечественные или зарубежные друзья. Мы же, имея столь впечатляющий опыт 20–90 г.г., добавим: у русских также уже исчерпалось доверие в этом деле и к государственным и общественным структурам и институтам, взвалившим на себя в Октябре 1917 г. это же бремя.

Ситуация возникает действительно тупиковая. Весь мир, не только русские и «высокоразвитая цивилизованная семёрка», ясно видит необходимость глобальных перемен, ибо дальнейшая эксплуатация философии противостояния и «естественного отбора» ведёт всю цивилизацию к «великому землетрясению». То есть, к катастрофе. Но остановить свой выбор на каком-то одном варианте (капитализме или социализме) из-за объективно существующих у этих экономических формаций пороков, он не может. Причину мы уже упомянули: как в начале века, так и в его конце, мировая общественность так и не пришла к единому мнению в оценках не только произошедших и происходящих событий в России, но и не смогла по достоинству оценить характеристики капитализма и социализма. Выводы аналитиков, общественных и государственных деятелей разнятся, порой, до полярных их значений, что вносит смуту в общественное сознание, существенно тормозит развитие не только России и стран «большой семёрки», но и всей человеческой цивилизации.

Сам факт существования полярно значимых выводов и оценок, происходящих и произошедших в СССР и России событий, свидетельствует не об отсутствии у аналитиков обеих конфликтующих сторон способностей к здравому мышлению, а об отсутствии жёстко регламентированных требований непредвзятого отношения к рассматриваемым общественным явлениям. «Каждый кулик хвалит СВОЁ болото», и эта философия закладывалась во все времена аналитиками различных стран при рассмотрении общественных и государственных процессов. Как следствие, мы до сих пор предпочитаем в столь важном деле, каким является государственное и общественное строительство, руководствоваться своими эмоциями, сиюминутными политическими и экономическими выгодами. Объективность же мы подвели под категории совести и нравственности, что, как показала практика многих столетий, является весьма удобной лазейкой для различного рода проходимцев, псевдоучёных, политиканов, шарлатанов и жуликов. В сущности, это отношение к столь определяющей стороне нашего бытия и привело нас вновь, как и в начале века, к столь драматическим в своей сущности вопросам, непосредственно касающихся не только реальной возможности распада уже теперь самой России, но и возникновения третьей мировой войны (некоторые аналитики утверждают, что она уже идёт и набирает обороты).

Есть ли у человечества возможность избежать столь пагубных для него последствий элементарного непонимания политических и экономических устремлений? И если «да», то какую лепту может внести Россия и Русская идея в решения обозначенных проблем?